Объединенный Форум дайв-клубов Санкт-Петербурга Компания НЕРЕИС ПроДайвинг клуб Клуб НЕВА ДАЙВЕРС Клуб БЕЛЫЙ ТЮЛЕНЬ Клуб МОРСКОЙ ВОЛК Клуб СТК БАТИСКАФ Клуб 2B3 Клуб OCEAN SPIRIT Туристическая компания Сафари Тур Клуб ORCA
Клуб МЕГАДАЙВ Клуб Dive Planet Дайвцентр Global Diving Клуб подводных приключений ГОЛЬФСТРИМ Дайв-клуб Тортуга School of Technical Diving Клуб технического дайвинга Dive Line OkDive GDive Aqua Line Дайв-клуб Тримикс
Клуб ATRINA Клуб Dive Sisters Клуб Клуб Diversea Мурманск Дайв-клуб Чёрный Дайвер Дайв-клуб LoveLiveDive Клуб Крылатка Дайв-Актив Клуб Пилигрим Клуб Атолл SWProjekt Питер Дайв
Санкт-Петербург Чкаловский Hurgada Male
Дайвинг в Санкт–Петербурге
Объединенный форум дайв-клубов Санкт-Петербурга и окрестностей
 
Правила Форума Дайвинг в Санкт-Петербурге и окрестностяхПравила  ФотоальбомФотоальбом FAQFAQ ПоискПоиск УчастникиУчастники ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
RSSRSS  ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Поиск от Google


Ханко. Свободный вечер

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Дайвинг в Санкт–Петербурге -> Состоявшиеся поездки и экспедиции
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Maitovalas



Зарегистрирован: 17.08.2008
Сообщения: 3757
Откуда: Ekenäs

СообщениеДобавлено: Пт Июл 13, 2012 14:04    Заголовок сообщения: Ханко. Свободный вечер Ответить с цитатой

Пока активисты моего любимого дайверского форума вяло переругивались полемизировали с администрацией, а за окном стоял чудесный летний день, я решил предпринять небольшую экспедицию, которую задумывал довольно давно. Поскольку экспедиция предполагалась довольно короткой (удаление от дома по спидометру составило 42 км), а на дворе начинался тихий нежаркий июльский вечер, я решил назвать поездку «Экспедицией свободного вечера».

Основной целью поездки был осмотр остатков советской батареи времен Второй мировой войны, располагавшейся на мысе Kråknamnsudden, а также прилегающей к мысу акватории на предмет обнаружения возможных артефактов. Надо сказать, что советские войска во время эвакуации базы осенью 1941 года оставили огромное количество техники, военного имущества и продовольствия; что могли – старались взрывать, сжигать и топить, что не могли – минировали. Финские саперы сняли, после ухода советских войск, более 13000 противотанковых и около 15000 противопехотных мин, а также обезвредили огромное количество самодельных растяжек, ствольных мин и прочих «сюрпризов», оставленных отступающими. Последняя такая находка относится к июню 2001 года, когда в связи с ремонтными работами на шоссе, а также севернее Ханко, на бывшей маневровой площадке, среди железнодорожных путей, обнаружили цепочку зарядов из 180-мм снарядов и пороховых зарядов, соединенных между собой электрокабелем. По какой-то случайности единого взрыва, способного поднять на воздух всю площадку, ни сразу после эвакуации советского гарнизона ВМБ, ни позже, к счастью, не произошло. Много техники и оружия отправилось на дно моря. В своих воспоминаниях тогдашний командир ВМБ Ханко С.И. Кабанов писал, что даже его командирский «паккард» белого цвета (он был эстетом), скатили с причала прямо перед эвакуацией. Впрочем, тут следует заметить, что из пяти легковых автомобилей старшего командного состава базы три машины были благополучно эвакуированы в Ленинград. Так что, возможно, это просто творческий вымысел автора… Но, как бы то ни было, вооружений, повторюсь, побросали огромное количество. Оставили даже основную ударную силу базы – железнодорожные батареи 305-мм и 180-мм орудий вывезти не представилось возможным, поэтому орудия и транспортеры были основательно повреждены и затоплены. Это, однако, не помогло. К лету 1942 года орудия и транспортеры были подняты, восстановлены и два из трех 305-мм орудий были готовы к стрельбе. Почему они не стреляли по Ленинграду – отдельная история.

Итак, путь мой лежал в Ханко, в район порта Kappelisatama. Я не спеша ехал по полуострову, мимо линии обороны Harparskog – аналога линии Маннергейма, только полностью сохранившегося. 47 долговременных огневых точек на материке и островах хоть сейчас готовы принять гарнизон. Везде работает освещение, все металлические части смазаны и законсервированы, нары, печки, водоотводы и помпы – всё в полном порядке. На осмотр может потребоваться целый день, а осмотр, разумеется, разрешён. Далее, мимо Фронт-музея, мимо известных каждому, кто бывал в Ханко, громадных ветряков, дающих, по статистике, от 50 до 70 процентов электроэнергии для коммуны Ханко (тут надо заметить, что ремонт и обслуживание ветряков съедают всю экономическую выгоду) – в Ханко, и, через «одноэтажную» Финляндию, в порт.

Kappeli – часовня. Действительно, здесь, на скале, доминирующей над заливом, с 1635 года стояла небольшая лютеранская церковь, Остатки ее каменной кладки были видны еще в 1939 году. По данным исследователей, церковь предназначалась для моряков, заходящих в порт. Местные, кстати, утверждают, что эта бухта была известна еще во времена викингов – здесь находилась одна из переволок через полуостров. Сейчас на месте часовни установлен памятный камень.



Основная часть экспедиции началась с осмотра остатков батареи. По архивным данным это была 4-х орудийная батарея, входившая в систему ПВО ВМБ Ханко. Вооружение батареи – 45-мм орудия. В начале войны эти пушки использовались в разных родах войск. Орудийные дворики сохранились в прекрасном состоянии, что неудивительно – за военными памятниками здесь ухаживают не только музеи, но и различные ветеранские организации (например, организация ветеранов частей береговой артиллерии).



Местные жители и туристы давно облюбовали это место для отдыха и пикников. Действительно, красота!




Второй частью плана был намечен осмотр прилегающей к мысу акватории. Надо сказать, что подойти к берегу с воды достаточно сложно – высокие скалы и подводные камни препятствуют использованию моторных катеров. Поэтому был выбран пеший маршрут. Так как человек я достаточно пожилой, то, чтобы не скакать по скалам туда-сюда, решил перенести снаряжение за один заход. Это удалось без потерь, за исключением того, что пожилая немецкая пара, отдыхавшая на скамеечке на вершине скалы и сначала весьма доброжелательно наблюдавшая за моими упражнениями с фотоаппаратом, увидев меня снова уже нагруженным снаряжением и с баллоном за плечами, поспешно ретировалась, причем в их диалоге явственно проскальзывали панические нотки (не знаю уж, что они подумали о сумасшедших финнах, бродящих по горам с аквалангом).

Спустившись к естественному каменистому пляжу, я обнаружил двух девушек, загоравших «топлес». Их я фотографировать постеснялся, однако, постарался расправить плечи и втянуть живот (что удалось лишь отчасти), чтобы произвести на девушек впечатление бравого водолаза (что удалось абсолютно – девушки даже не надели купальники). Раз-два, через 20 минут я был в воде.

Глубина вокруг скал 2-20 метров (на удалении 10 минут хода). Далее идет свал до глубины 68 метров (см. морскую карту). Туда я уже не пошел, сегодня такой задачи не стояло. За 40 минут дайва я обошел практически вокруг мыса по средней глубине 15 метров и вернулся обратно уже по глубине 3-6 метров. Несколько небольших находок – старая шведская банка, несколько снарядов калибра 45 мм (только головные части, видимо, до меня их уже разобрали и гильзы пошли в коллекции местных дайверов). Одну головку я поднял и снял с нее ведущий поясок на память. Естественно, нашел я и новый рэк, не внесенный пока в реестр. Объект находится на глубине 14,5 метров и представляет собой узкую открытую гребную лодку типа каноэ. Длина объекта около 4-5 метров. Объект разломан на две части, лежащие на удалении 6-8 метров одна от другой, в передней части груда камней. Лодка была окрашена в белый цвет. Вёсел, уключин, банок, а также крепежных гвоздей не обнаружено. Скорее всего, лодка была изготовлена без применения металлической фурнитуры.



Минимальная температура воды 5 градусов, максимальная – 18 градусов. Термоклин метрах на 8-10, дальше прозрачно и плохладно. Видимость около 10 метров. Время дайва – 42 минуты, максимальная глубина 19 метров.

По возвращении на берег сделал еще несколько снимков, просто для того, чтобы оттянуть момент неизбежного возвращения к машине.



Девушки уже ушли, вечерело, собиралась гроза... Пора было в обратный путь. На этот раз резво преодолеть весь маршрут не удалось – всё-таки я уже не молод, поэтому сделал передышку на вершине скалы.



Последнее усилие – я и на стоянке около машины. Под удивленными взглядами местных отдыхающих не торопясь разобрал снаряжение, сложил всё в багажник и отправился домой. Задачи экспедиции можно считать выполненными – осмотр произведен, фотографии сделаны, акватория исследована, отчет написан. Правда, один из местных утверждал на допросе, что недалеко у острова, где мы как-то ныряли с Андреем Алещенко, лежит большой рэк, обломки от которого периодически выкидывает на берег… так что, вероятно, скоро состоится новая экспедиция в те края. Следите за новостями!
_________________
= concordia discordantium =
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vik



Зарегистрирован: 01.04.2006
Сообщения: 2385
Откуда: Питер

СообщениеДобавлено: Пт Июл 13, 2012 17:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, Александр! Go Up
Интересно и познавательно! Cool
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Дайвинг в Санкт–Петербурге -> Состоявшиеся поездки и экспедиции Часовой пояс: GMT + 3


Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Грузовые карманы Lucky Turtle  AMG underwater equipment  nikondive.ru - оборудование и аксессуары компании FantaSea для подводной фото и видеосъемки

Форум работает на серверах Global Diving