11 февраля в рамках ежегодного BOATSHOW в Хельсинки прошел, ставший уже традиционным, семинар, посвященный рэк-дайвингу и подводной археологии. В полном смысле археологическим это мероприятие назвать трудно - организаторы и участники ставят своей целью сохранение подводного культурного наследия, ну, и, разумеется, популяризацию рэк-дайвинга в нашем районе Балтийского моря.
Семинар собрал большое число слушателей,
состав докладчиков был весьма разнообразен, доклады - интересны и информативны. Программа семинара оказалась весьма насыщенной, за три часа выступили 9 докладчиков из Финляндии, Эстони и Швеции. Итак:
Maija Matikka из Музейного ведомства Финляндии рассказала о проблемах сохранности подводных объектов и влияния на их сохранность дайверов-любителей. Несмотря на несколько случаев грабежа рэков, расследованием которых сейчас занимается полиция, настроена она была, скорее, позитивно. Дайверы Финляндии весьма бережно относятся к подводному культурному наследию. Из негатива - заниматься описанием и идентификацией объектов некому. За прошедший год в в музейный регистр, фиксирующий данные о подводных и других объектах, являющихся частью культурного наследия Финляндии, абыло добавлено 47 новых рэков. Однако, в отделе работают всего три человека, и им, при всём желании, не справиться с большим объемом работ по идентификации и описанию объектов. В 2012 году бюджет Музейного ведомства был сильно урезан, даже закрывают некоторые маленькие музеи, поэтому, в общем, все сильно расстрены.
Следующим выступал Jussi Kaasinen из группы Badewanne с презентацией проекта Secrets of the Baltic. Группа занимается поиском и идентификацией объектов в Финском заливе, подводными съемками, работает вместе с военными и учеными. В группе всего один профессионал - сотрудник министерства по делам окружающей среды, биолог, остальные - любители. Днем работают на своих работах, зарабатывая деньги на оборудование и проведение экспедиций. За более чем 15 лет исследований группа собрала фантастическое количество видео- и фотоматериалов о кораблях, затонувших в разные периоды в водах Финского залива. Результатом стал проект Secrets of the Baltic, проводимый совместно с National Geographic. Весной в прокат выйдет первая часть сериала о затонувших кораблях Балтики. Обещают видео с советских и немецких затонувших подводных лодок времен Второй мировой войны (подводная война на Балтике), действия и гибель минного заградителя Louhi, какие-то исторические материалы по теме и многое другое. Выход фильма намечен на март 2012 года.
Затем был новый для всех человек - Eero Ehanti из Морского музея Финляндии. Он рассказал о проблемах консервации поднятых объектов. В качестве иллюстрации был приведен подъем WASA, а в качестве возможного прототипа - подъем Vrouw Maria, муссировавшийся так или иначе в разных инстанциях на протяжении десятка лет.
Очень интересный доклад, на мой взгляд, хотя и несколько туманный по своей сути - тема связей между подъемом и консервацией WASA, как одного из символов Швеции и подъема Vrouw Maria, судна, к которому Финляндия в общем и целом не имеет никакого отношения, не была раскрыта, о чем я и сказал докладчику после семинара.
Stefan Wessman из Музейного ведомства рассказал о некоторых объектах, найденных при строительстве газопровода "Северный поток". Было картографировано более 75 000 гектаров морского дна и найдено свыше 120 000 различных техногенных аномалий, а также обнаружено около 50 затонувших кораблей! Некоторые уже идентифицированы, другие ждут своих исследователей. Представил он, однако, всего три небольших ролика, снятых роботом, правда, кораблики на них в превосходном состоянии...
Antti Apunen и Janne Suhonen, группа Divers of the Dark, представили свой проект "Эвакуация Ханко". Всего в ходе эвакуации погибли на минах эсминцы «Сметливый», «Суровый» и «Гордый»; сторожевой корабль «Вирсайтис»; тральщикиТ-203, Т-206, «Менжинский» и «Клюз»; транспорты «А. Жданов» и «Иосиф Сталин»; малый охотник МО № 301, гидрографическое судно «Азимут», а также подводная лодка Л-2. Дайверы этой группы хотят провести видеосъемку и описание всех этих кораблей. Готовящийся фильм может претендовать на историческую достоверность. Большую помощь в проекте оказывает наш соотечественник Михаил Иванов (за что ему и была объявлена персональная благодарность на семинаре). Будем ждать - фильм обещает быть интересным, подводное видео впечатляет (не знаю как такие файлы вставлять, поэтому просто ссылка)
Теперь немного о грустном. Следующим докладчиком был Jouni Honkala, ведущий военный юрист, представитель Главного морского штаба Финляндии. Собственно, военные всегда остаются военными. Докладчик на основании официальных документов разъяснил основные требования к дайверам, планирующим погружения на военные вобъекты. Собственно, тут все ясно - военный корабль, лежащий в территориальных водах Финляндии, является собственностью Министерства обороны и погружения на него возможны только при наличии соответствующего разрешения. Разрешения такие военные дают весьма неохотно и не всем. Однако, получить их можно. Подъем каких бы то ни было находок с военных кораблей запрещен - ведь всё имущество также является собственностью министерства обороны, и, цитирую, "если кого-то с эим имуществом поймают. то мы встретимся с ним в суде". Это он, видимо, пошутил, однако, никто не смеялся...
Кстати, исходя из разъяснений докладчика, все объекты, находящиеся в экстерриториальных водах (в том числе и в экономической зоне), являются собственностью того государства, флаг которого был поднят на корабле во время его гибели. То есть, нырять на них можно без дополнительного разрешения (только с уведомлением Пограничной охраны). Так что, следуя на собственной яхте в Европу, можно нырнуть на краасивые военные рэки.
Marii Asmer из Эстонии рассказала о публикации национального регистра культурного наследия Эстонии, в котором есть и подводные объекты. Собственно, думаю, что эстонские товарищи могут более подробно рассказать об этом проекте. Регистр находится здесь:
http://register.muinas.ee/
Maili Roio из Эстонии же сообщила о правилах организации погружений к объектам культурного наследия Эстонии - разрешения, ограничения и прочие вещи. Закон вступил в действие 1 июня 2011 года. Думаю, что и об этом лучше расскажут дайверы Эстонии. Впрочем, кажется эта тема уже где-то обсуждалась.
Заключительным докладчиком выступил Richard Lundgren из шведской команды Ocean Discovery. Он рассказал о поиске, нахождении и описании линейного корабля MARS, погибшего в сражении между шведским и датским флотами 30-31 мая 1564 года. Это был корабль размерами, вооружением, численностью экипажа превосходил знаменитый WASA, хоть и построен он был почти на сто лет раньше. Корабль имел более ста бронзовых пушек. Впрочем, смотрите сами:
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах