Maitovalas
Зарегистрирован: 17.08.2008 Сообщения: 3757 Откуда: Ekenäs
|
Добавлено: Пт Июл 13, 2012 14:04 Заголовок сообщения: Ханко. Свободный вечер |
|
|
Пока активисты моего любимого дайверского форума вяло переругивались полемизировали с администрацией, а за окном стоял чудесный летний день, я решил предпринять небольшую экспедицию, которую задумывал довольно давно. Поскольку экспедиция предполагалась довольно короткой (удаление от дома по спидометру составило 42 км), а на дворе начинался тихий нежаркий июльский вечер, я решил назвать поездку «Экспедицией свободного вечера».
Основной целью поездки был осмотр остатков советской батареи времен Второй мировой войны, располагавшейся на мысе Kråknamnsudden, а также прилегающей к мысу акватории на предмет обнаружения возможных артефактов. Надо сказать, что советские войска во время эвакуации базы осенью 1941 года оставили огромное количество техники, военного имущества и продовольствия; что могли – старались взрывать, сжигать и топить, что не могли – минировали. Финские саперы сняли, после ухода советских войск, более 13000 противотанковых и около 15000 противопехотных мин, а также обезвредили огромное количество самодельных растяжек, ствольных мин и прочих «сюрпризов», оставленных отступающими. Последняя такая находка относится к июню 2001 года, когда в связи с ремонтными работами на шоссе, а также севернее Ханко, на бывшей маневровой площадке, среди железнодорожных путей, обнаружили цепочку зарядов из 180-мм снарядов и пороховых зарядов, соединенных между собой электрокабелем. По какой-то случайности единого взрыва, способного поднять на воздух всю площадку, ни сразу после эвакуации советского гарнизона ВМБ, ни позже, к счастью, не произошло. Много техники и оружия отправилось на дно моря. В своих воспоминаниях тогдашний командир ВМБ Ханко С.И. Кабанов писал, что даже его командирский «паккард» белого цвета (он был эстетом), скатили с причала прямо перед эвакуацией. Впрочем, тут следует заметить, что из пяти легковых автомобилей старшего командного состава базы три машины были благополучно эвакуированы в Ленинград. Так что, возможно, это просто творческий вымысел автора… Но, как бы то ни было, вооружений, повторюсь, побросали огромное количество. Оставили даже основную ударную силу базы – железнодорожные батареи 305-мм и 180-мм орудий вывезти не представилось возможным, поэтому орудия и транспортеры были основательно повреждены и затоплены. Это, однако, не помогло. К лету 1942 года орудия и транспортеры были подняты, восстановлены и два из трех 305-мм орудий были готовы к стрельбе. Почему они не стреляли по Ленинграду – отдельная история.
Итак, путь мой лежал в Ханко, в район порта Kappelisatama. Я не спеша ехал по полуострову, мимо линии обороны Harparskog – аналога линии Маннергейма, только полностью сохранившегося. 47 долговременных огневых точек на материке и островах хоть сейчас готовы принять гарнизон. Везде работает освещение, все металлические части смазаны и законсервированы, нары, печки, водоотводы и помпы – всё в полном порядке. На осмотр может потребоваться целый день, а осмотр, разумеется, разрешён. Далее, мимо Фронт-музея, мимо известных каждому, кто бывал в Ханко, громадных ветряков, дающих, по статистике, от 50 до 70 процентов электроэнергии для коммуны Ханко (тут надо заметить, что ремонт и обслуживание ветряков съедают всю экономическую выгоду) – в Ханко, и, через «одноэтажную» Финляндию, в порт.
Kappeli – часовня. Действительно, здесь, на скале, доминирующей над заливом, с 1635 года стояла небольшая лютеранская церковь, Остатки ее каменной кладки были видны еще в 1939 году. По данным исследователей, церковь предназначалась для моряков, заходящих в порт. Местные, кстати, утверждают, что эта бухта была известна еще во времена викингов – здесь находилась одна из переволок через полуостров. Сейчас на месте часовни установлен памятный камень.
Основная часть экспедиции началась с осмотра остатков батареи. По архивным данным это была 4-х орудийная батарея, входившая в систему ПВО ВМБ Ханко. Вооружение батареи – 45-мм орудия. В начале войны эти пушки использовались в разных родах войск. Орудийные дворики сохранились в прекрасном состоянии, что неудивительно – за военными памятниками здесь ухаживают не только музеи, но и различные ветеранские организации (например, организация ветеранов частей береговой артиллерии).
Местные жители и туристы давно облюбовали это место для отдыха и пикников. Действительно, красота!
Второй частью плана был намечен осмотр прилегающей к мысу акватории. Надо сказать, что подойти к берегу с воды достаточно сложно – высокие скалы и подводные камни препятствуют использованию моторных катеров. Поэтому был выбран пеший маршрут. Так как человек я достаточно пожилой, то, чтобы не скакать по скалам туда-сюда, решил перенести снаряжение за один заход. Это удалось без потерь, за исключением того, что пожилая немецкая пара, отдыхавшая на скамеечке на вершине скалы и сначала весьма доброжелательно наблюдавшая за моими упражнениями с фотоаппаратом, увидев меня снова уже нагруженным снаряжением и с баллоном за плечами, поспешно ретировалась, причем в их диалоге явственно проскальзывали панические нотки (не знаю уж, что они подумали о сумасшедших финнах, бродящих по горам с аквалангом).
Спустившись к естественному каменистому пляжу, я обнаружил двух девушек, загоравших «топлес». Их я фотографировать постеснялся, однако, постарался расправить плечи и втянуть живот (что удалось лишь отчасти), чтобы произвести на девушек впечатление бравого водолаза (что удалось абсолютно – девушки даже не надели купальники). Раз-два, через 20 минут я был в воде.
Глубина вокруг скал 2-20 метров (на удалении 10 минут хода). Далее идет свал до глубины 68 метров (см. морскую карту). Туда я уже не пошел, сегодня такой задачи не стояло. За 40 минут дайва я обошел практически вокруг мыса по средней глубине 15 метров и вернулся обратно уже по глубине 3-6 метров. Несколько небольших находок – старая шведская банка, несколько снарядов калибра 45 мм (только головные части, видимо, до меня их уже разобрали и гильзы пошли в коллекции местных дайверов). Одну головку я поднял и снял с нее ведущий поясок на память. Естественно, нашел я и новый рэк, не внесенный пока в реестр. Объект находится на глубине 14,5 метров и представляет собой узкую открытую гребную лодку типа каноэ. Длина объекта около 4-5 метров. Объект разломан на две части, лежащие на удалении 6-8 метров одна от другой, в передней части груда камней. Лодка была окрашена в белый цвет. Вёсел, уключин, банок, а также крепежных гвоздей не обнаружено. Скорее всего, лодка была изготовлена без применения металлической фурнитуры.
Минимальная температура воды 5 градусов, максимальная – 18 градусов. Термоклин метрах на 8-10, дальше прозрачно и плохладно. Видимость около 10 метров. Время дайва – 42 минуты, максимальная глубина 19 метров.
По возвращении на берег сделал еще несколько снимков, просто для того, чтобы оттянуть момент неизбежного возвращения к машине.
Девушки уже ушли, вечерело, собиралась гроза... Пора было в обратный путь. На этот раз резво преодолеть весь маршрут не удалось – всё-таки я уже не молод, поэтому сделал передышку на вершине скалы.
Последнее усилие – я и на стоянке около машины. Под удивленными взглядами местных отдыхающих не торопясь разобрал снаряжение, сложил всё в багажник и отправился домой. Задачи экспедиции можно считать выполненными – осмотр произведен, фотографии сделаны, акватория исследована, отчет написан. Правда, один из местных утверждал на допросе, что недалеко у острова, где мы как-то ныряли с Андреем Алещенко, лежит большой рэк, обломки от которого периодически выкидывает на берег… так что, вероятно, скоро состоится новая экспедиция в те края. Следите за новостями! _________________ = concordia discordantium = |
|