| 
				Дайвинг в Санкт–Петербурге Объединенный форум дайв-клубов Санкт-Петербурга и окрестностей  
				
				 | 
			 
		 
		 
	
		| Предыдущая тема :: Следующая тема   | 
	 
	
	
		| Автор | 
		Сообщение | 
	 
	
	
		Андрей СПб
 
  
  Зарегистрирован: 27.02.2009 Сообщения: 12956 Откуда: СПб
 
  | 
		
			
				 Добавлено: Ср Авг 06, 2014 17:57    Заголовок сообщения: Паровой катер реки Плюсса | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Старики на станции Добручи, что в Псковской области, мне давно рассказывали, что когда то река Плюсса была судоходной и у каждой деревни был свой причал.
 
Катер ходил от города Сланцы вверх по течению до Чернево и обратно, развозя продукты, почту и немного пассажиров.
 
 
(Кстати этот катер и местность описаны в книге А.Житинского "Эффект Брумма" http://www.litmir.net/br/?b=48170&p=3 
 
Часа два мы плыли на катере мимо разных Петушков и других населенных мест. Природа была первозданная. Воздух стерильно чист. Люди были суровые, привыкшие к трудностям. Полеводы, животноводы, сельская интеллигенция.
 
....
 
Наконец катер ткнулся носом, на котором висела автомобильная покрышка, в гостеприимную пристань Верхних Петушков.)
 
 
До войны (а может и до революции)  катер вывозил в Сланцы  коробки спичек с Черневской фабрики http://province-pskov.ru/province/2012/102/1333
 
День туда, отдых- день обратно, отдых. 
 
Заботой команды катера также была очистка русла реки от топляков.
 
По рассказам дедов, в начале 60х, спускаясь по реке поздней осеню , катер попал в ледяной затор и затонул.
 
На чем многолетняя регулярная навигация на Плюссе и закончилась.
 
 
В середине 2000х, пользуясь длительной жаркой погодой (низкой и относительно чистой водой), я отыскал место затопления катера и осмотрел его.
 
Остатки представляли судно шириной 2,5 метра на 12-15 метров, стоявшее носом по течению у берега.
 
Катер деревянный со железными шпангоутами, сбитый еще коваными гвоздями.
 
Судя по полузанесенному песком  корпусу, попав в ледяной затор, команда притянула катер к берегу вне стремнины, продев вкруговую цепь через кнехты и закрепив ее на берегу.
 
Но лед продавил борт, катер затонул тяжелой кормой вглубь и по весне ледоход снес дымовую трубу, рубку и часть носа.
 
 
Далее песок замывал катер, ледоходы отрывали доски обшивки носа -  от носа остались металлические шпангоуты, что ребрами торчат из песка.
 
В середине корпуса из песка торчал низ рубки с осколками стекла, обрывки тросового рулевого управления уходящие через блоки вдоль бортов на корму.
 
За рубкой палуба наполовину ушла в песок, из него виднелась часть парового котла, трубки с манометрами, бак. Около котла из песка торчит лесенка в несколько ступенек - спуск в крошечное машинное отделение, сейчас замытое песком... 
 
На корме сохранилась палуба, кнехты, угловые блоки рулевого управления и сам привод пера в виде сегмента на толстом валу.
 
 
Попытки рассмотреть и отснять его в последующие годы были безуспешными - дожди, торфяная вода приводили к полной тьме при видимости света фонаря в полметра . Пытаясь обследовать катер, я один раз промахнулся мимо него и ушел глубже на стремнину, где на 4,5 метрах был зажат топляком...   
 
 
Только на прошлой неделе удалось понырять, поснимать то что еще не замыла река.
 
А так как уже и дерево кормы стало разваливаться, то замывает она его теперь очень быстро...
 
 
 
 
Крышка котла
 
 
 
 
Паропровод с манометром
 
 
 
 
Просто трубка Ду25 заросшая бодягой
 
 
 
 
Правый кормовой кнехт
 
 
 
 
Правый кормовой блок привода
 
 
 
 
Левый кормовой блок привода с цепью почти ушел в песок
 
 
 
 
Закругленный край сегмента привода руля, на 2 троса. Сегмент на 90 градусов, три спицы от вала диаметром 5 см. 
 
 
ЗЫ Водичка была 24 градуса, видимость до метра.
 
Снимал со светом AMG VL 3600 в несколько заходов и фото и видео.
 
Спасибо Илье Козлову за воздух!    
 
 
 
  _________________ NDL Nitrox, AOWD PADI, OWD SSI, Подв.пловец ДОСААФ СССР
  Последний раз редактировалось: Андрей СПб (Ср Авг 06, 2014 21:47), всего редактировалось 1 раз | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
	
		AlexP
 
  
  Зарегистрирован: 03.12.2013 Сообщения: 651 Откуда: Spb
 
  | 
		
			
				 Добавлено: Ср Авг 06, 2014 21:05    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Круто!    | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
	
		Алексей Привалов
 
  
  Зарегистрирован: 03.02.2010 Сообщения: 1262 Откуда: Санкт-Петербург
 
  | 
		
			
				 Добавлено: Ср Авг 06, 2014 22:12    Заголовок сообщения: hfdh | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				| Андрей, молодец! Как думаешь, поднять его можно или нет смысла по состоянию? | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
	
		Кирилл.
 
 
  Зарегистрирован: 18.06.2014 Сообщения: 13 Откуда: Санкт-Петербург
 
  | 
		
			
				 Добавлено: Ср Авг 06, 2014 23:15    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				| Спасибо за интересный рассказ и фотографии! | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
	
		Андрей СПб
 
  
  Зарегистрирован: 27.02.2009 Сообщения: 12956 Откуда: СПб
 
  | 
		
			
				 Добавлено: Чт Авг 07, 2014 07:57    Заголовок сообщения: Re: hfdh | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				 	  | Алексей Привалов писал(а): | 	 		  | Андрей, молодец! Как думаешь, поднять его можно или нет смысла по состоянию? | 	  
 
Что ты.... корпуса деревянного практически нет кроме кормы, песок за 6 лет навалило еще, когда доски палубы провалились
 
Интересно конечно машину посмотреть, но песка.... есть мысль на лодочный мотор кожух надеть и вниз дуть   
 
6 лет назад еще под кормой перо руля видно было, где то полметра на метр высоты, счас ушло в песок
 
там размывать и размывать..
 
ИМХО, через 5 лет вообще все скроет, только выход котла на трубу высокий останется над песком
 
 
Есть видео, ну качество хм-хм в мутняке, порежу -выложу... _________________ NDL Nitrox, AOWD PADI, OWD SSI, Подв.пловец ДОСААФ СССР | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
	
		Андрей СПб
 
  
  Зарегистрирован: 27.02.2009 Сообщения: 12956 Откуда: СПб
 
  | 
		
			
				 Добавлено: Вс Июн 21, 2015 16:28    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Чуть апну тему
 
 
Съездил понырять на катер.
 
Была у меня идея его винт снять - лет 10 назад под кормой была яма, там до винта может и близко было.
 
Но осмотр прошлого года показал, что из-за разрушения палубы и изменения потока мути -  яма быстро заполнилась песком.
 
Увы и ах....
 
 
Но винт мне катер все таки подарил   
 
Невдалеке на дне лежал свежий.
 
Похоже кто то за котел шваркнулся прошлым летом, по низкой воде.
 
 
  _________________ NDL Nitrox, AOWD PADI, OWD SSI, Подв.пловец ДОСААФ СССР | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		 | 
	 
 
  
	 
	    
	   | 
	
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
  | 
   
 
		 |